Внеклассная деятельность и ФГОС
В соответствии с новыми образовательными стандартами привычное понятие «внеклассная деятельность» не только получило новое название «внеурочная», но и в значительной мере изменило свое содержание. Теперь это обязательная составляющая образовательно процесса, задача которой – разностороннее развитие учащегося, выявление его способностей и задатков. В эту работу вовлекаются все школьники, самостоятельно выбирая тематику, исходя из своих интересов. Стандартами определены несколько основных направлений:
- духовно-нравственное,
- познавательное (интеллектуальное),
- общекультурное,
- спортивное,
- социальное.
Вам будет интересно:Что такое керн? Добыча и исследование образцов
Вам будет интересно:Британская монархия: история, особенности
Формы проведения занятий по этим направлениям столь разнообразны, что план-конспект внеклассного мероприятия часто напоминает полноценный сценарий. Традиционными стали следующие варианты: тематические классные часы, проекты, экскурсии, заседания исследовательских обществ и тематических кружков, общественно-значимые акции, форумы, круглые столы, театральные постановки и многие другие.
Внеклассные занятия для младших школьников
При подготовке плана-конспекта внеклассного мероприятия в начальных классах педагогу помимо положений ФГОС и интересов учащихся необходимо учитывать требования СанПиНа и психо-физиологические особенности детей этого возраста.
Младшим школьникам свойственны быстрая утомляемость, нерасположенность к длительным статическим нагрузкам, трудности в переключении с одного вида работы на другой. Поэтому при разработке плана-конспекта внеклассного мероприятия следует включать больше игровых действий, прогулок или экскурсий, а также учитывать особенности наглядно-образного мышления детей.
Образовательная организация самостоятельно выбирает временные рамки и направления внеурочной деятельности, учитывая интересы детей, пожелания родителей, материально-технические и кадровые возможности. Предельно допустимая норма недельной нагрузки составляет 10 часов. Часто такие мероприятия организуются в группах продленного дня. И если речь идет о сочетании обучающих занятий и развивающих занятий, то перед самоподготовкой следует организовать подвижные игры, прогулки, общественно-полезные мероприятия, а после нее – зрелищные и эмоциональные события (викторины, игры, концерты, презентации).
Основная школа: особенности внеклассной работы
Если в ходе организации внеклассной работы с младшими школьниками основной задачей является раскрытие способностей, общее познавательное и творческое развитие, адаптация, то в основной школе акценты смещаются. Формирование универсальных учебных действий остается в списке приоритетов, но на первый план выходит также подростковая социализация и самореализация. Поэтому при сохранении общей структуры план-конспект внеклассного мероприятия в 8 классе будет существенно отличаться от аналогичной разработки для начальной школы, даже если направление работы будет одинаковым.
Особенно это касается выбора форм работы учащихся и принципов их взаимодействия. Предпочтение здесь будет отдаваться групповой и командной работе. Например, при разработке плана-конспекта внеклассного мероприятия 7 класса по проблемам этикета и поведения в обществе в качестве основного приема целесообразно использовать принцип деления на команды и выбора жюри.
Вам будет интересно:Интеграция дополнительного образования и общего образования: виды, механизм, условия
Момент соревновательности и необходимость работать в группе на общий результат успешно влияют на формирование коммуникативных и социальных навыков. Для конкурсных заданий лучше подбирать описания реальных ситуаций и курьезов, использовать игровые элементы.
План-конспект внеклассного мероприятия: темы
Вам будет интересно:Какая пирамида называется правильной: подробный ответ и примеры
В новых стандартах особый упор делается на необходимости формирования универсальных учебных действий учащегося. Этим объясняется особенность организации внеклассных мероприятий, которые в первую очередь направлены на то, чтобы ребенок научился размышлять, принимать решения, действовать. Проблематика таких занятий очень широка, и тема плана-конспекта внеклассного мероприятия во многом зависит от выбранного направления работы и программы.
Так, темы мероприятий по социальному и духовно-нравственному направлениям внеурочной деятельности могут быть связаны с созданием семейного архива, генеалогического древа, волонтерской работой, социальными пробами, просмотром и обсуждением фильмов патриотического содержания и т. д. Большое значение здесь имеют также игровые и театрализованные формы знакомства с искусством и литературой.
Занятия в рамках интеллектуального направления обычно связаны с углубленным изучением школьных дисциплин или основаны на межпредметной основе, помогая детям увидеть взаимосвязь процессов и явлений.
Спортивное и оздоровительные направления тематически могут быть приурочены к памятным датам и праздникам.
Спортивно-оздоровительное направление внеклассной работы
Проблема уровня физической подготовки и состояния здоровья школьников сегодня стоит довольно остро. Недостаточная активность, вредные привычки, отсутствие навыков здорового образа жизни. Уроков физкультуры здесь может быть недостаточно. Именно внеклассная работа в этом направлении позволяет развить интерес к спорту, сформировать культуру сохранения и укрепления здоровья.
Составление планов-конспектов внеклассных мероприятий по физической культуре – важное направление работы преподавателей этой дисциплины. Мероприятия могут быть проведены в одной из следующих форм:
Межпредметные внеклассные занятия
В современной школе межпредметным связям уделяется все больше внимания. Именно понимание таких связей создает основу для формирования компетенций, готовности применять знания в конкретных ситуациях.
Подробно проследить и понять межпредметные параллели в рамках урока бывает непросто, и здесь на помощь приходит внеклассная работа. Можно выделить несколько вариантов построения плана-конспекта внеклассного мероприятия на межпредметной основе.
- Проведение внеурочных занятий, связанных с разными дисциплинами, с учетом единых воспитательных задач, например, экологических или патриотических.
- Интеграция внеклассных мероприятий по разным предметам с участием нескольких педагогов. Это может быть театральная постановка, в организации которой задействованы учителя литературы, истории, музыки.
- Применение знаний, полученных по одному предмету, при проведении внеклассного мероприятия, тематически связанного с другой дисциплиной.