Конспект занятия для старших дошкольников «Деревья осенью. Осенние листья»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Проект «Деревья осенью» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Тип проекта: познавательно-исследовательский творческий

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Участники: дети старшей коррекционной группы, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность проекта:

Осень – благоприятное время года для наблюдений за деревьями и изменений с ними.

Участие детей в проекте позволит:

  • обогатить знания и представления о жизни деревьев в осеннее время
  • дать представления о том, что большинство листьев деревьев осенью меняют окраску
  • познакомить с таким прекрасным осенним явлением, как листопад
  • запомнить названия деревьев, их строение и назначение
  • научиться бережно относиться к деревьям.

Ожидаемый результат:

Сформировать у детей систему знаний об изменениях жизни деревьев осенью.

Создать условия для формирования у детей целостного представления о жизни деревьев осенью.

Воспитать у детей бережное отношение к деревьям.

Цель проекта:

Расширение и обогащение знаний детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • расширить знания детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени
  • обогатить знания об осенних явлениях природы и жизни деревьев осенью
  • научить узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам
  • дать возможность детям узнать, отчего зависит окраска осенних листьев и как растения готовятся к зиме.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное внимание и восприятие, память
  • развивать речевой и фонематический слух
  • развивать наблюдательность, умение делать самостоятельные выводы
  • обогащать и активизировать словарный запас детей
  • развивать лексико-грамматические навыки, упражнять в образовании относительных прилагательных, в согласовании их в роде, числе и падеже
  • развивать связную речь
  • развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе родного края
  • формировать навыки самостоятельности
  • воспитывать желание работать в коллективе.

Этапы работы над проектом

I этап – подготовительный.

Составление плана совместной работы с детьми, родителями, бесед, разработка конспектов ОД, подбор художественного, демонстрационного, раздаточного материала и оборудования для ОД, дидактических игр с детьми, разработка сценария праздничного досуга.

II этап – практический. Реализация проекта.

Экскурсия по территории детского сада.

Наблюдение на прогулках за деревьями и кустарниками, за изменениями в природе осенью.

Содержание практической деятельности по реализации проекта

по всем разделам программы:

1. Познавательное развитие

  • Ознакомление с окружающим миром:
  • рассматривание репродукций картин художников по теме

Цикл наблюдений:

  • за изменениями осенней природы во время прогулок
  • за красотой и богатством осенних красок
  • за деревьями, растущими на территории детского сада
  • Ситуативные беседы:

«Почему нам нравится осень?», «Почему нельзя ломать ветки?», «Как помочь раненному дереву?»

  • Дидактические игры: «С какого дерева лист», «С какой ветки детки?», «Узнай по описанию», «Хорошо – плохо», «Четвёртый лишний», «Чего не стало».
  • ООД по ФКЦМ (учитель-дефектолог) «Прогулка в осенний лес»
  • Формирование элементарных математических представлений

ООД (учитель-дефектолог) «Поможем бельчонку научится считать»

ООД (учитель-дефектолог) «Как совёнок деревья сравнивал»

  • Игры и упражнения по ФЭМП: «Найди и покажи», «Разложи верно», «Сделай поровну», «Продолжи ряд», «Толще – тоньше».
  • Целевые прогулки:

«Деревья и кустарники нашего детского сада»,

«Ищем приметы осени».

2. Речевое развитие

  • Рассматривание иллюстраций об осени.
  • Заучивание стихотворений и загадок о деревьях и об осени.
  • Работа над пересказом текста.
  • Беседы: «Приметы осени», «Почему деревья сбрасывают листья»,
  • ООД по формирования лексико-грамматических категорий (учитель-логопед):

«Что происходит с деревьями осенью».

  • ООД по развитию связной речи (учитель-логопед): Пересказ рассказа «Спор деревьев» по К.Д. Ушинскому
  • Словесные игры: «Назови ласково», «Один-много», «Какой лист», «Подбери действие к предмету», «Скажи наоборот», «Сосчитай до пяти».
  • Чтение художественной литературы:

М. Пришвин «Листопад», Э. Мошковская «Дедушка – дерево»,

С. Козлов «Такое дерево», Е. Серова «Зелёная страна», А. Лопатина «Мудрость дерева», А. Лопатина «Жизнь дерева», «Липкины дары», С. Прокофьева «Сказа про маленький дубок», Е. Трутнева «Осень», Н. Сладков «Осень на пороге», О. Белявская «Листопад»,

А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А.С. Пушкин «Унылая пора!

Очей очарованье!»

3. Социально – коммуникативное развитие

  • Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья. Сюжет – Собираемся на прогулку в парк».
  • Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию».
  • Настольно – печатные игры: «Времена года», «Деревья нашего края»,

«Собери картинку».

  • Трудовая деятельность: сбор природного материала на прогулке, уборка опавшей листвы.

4. Художественно-эстетическое развитие

  • Организованная образовательная деятельность:

Рисование «Красота природы осенью», «Деревья осенью»

Лепка «Такие разные листики» (в технике «пластилинографии»)

Аппликация «Лисичка из листьев клёна»

Аппликация Коллективная работа «Березка осенью»

Рисование «Наш участок осенью», «Листопад»

  • Самостоятельная художественная деятельность:
  • Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песня», «Времена года», А. Вивальди «Осень».

5. Физическое развитие

  • Подвижные игры: «Раз, два, три – к дереву беги!», «Осенние листочки», «Я знаю 5 названий» (деревья).
  • Физкультминутки: «Листья осенью», «Ветер дует нам в лицо»,

«Листья осенние тихо кружатся».

  • Развитие мелкой моторики: Пальчиковая гимнастика «Деревья», «На что похожи листья».
  • Игры: «Разложи листики по цвету», «Выложи листья из мелких предметов», «Укрась листочки».

III этап – заключительный.

Работа с родителями: выставка поделок «Осенние фантазии».

Праздничный досуг «Поможем Солнышку вернуть краски осени»

Презентация проекта «Деревья осенью».

Результат: Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев. Дети получили ответы на интересующие вопросы и сделали выводы:

  • всем людям необходимо бережно относится к деревьям
  • знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья

— любить свой край, свою природу.

По окончании проекта уровень знаний детей о деревьях повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе родного края Подмосковья.

Литература:

  1. Николаева С. Н. «Юный эколог», «Мозаика-Синтез», 2022.
  2. Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи и творчества дошкольников», «ТЦ Сфера», 2022.
  3. Масленников О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду, Волгоград: Учитель, 2016
  4. И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: «Мозаика-Синтез», 2022.
  5. Колдина Д.Н., Лепка с детьми 5-6 лет, «Мозаика-Синтез», 2022.
  6. Колдина Д.Н., Рисование с детьми 5-6 лет, «Мозаика-Синтез», 2022.
  7. Бухарина К.Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР и ЗПР: методическое пособие – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  8. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. -М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  9. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Под ред. В.И. Логиновой. –М.: Просвещение.
  10. http: //vospitatel. com. ua/ сайт Воспитатель (конспекты занятий в ДОУ)

Седова Людмила Васильевна

Учитель-дефектолог/ Учитель-логопед

Кондратьева Евгения Евгеньевна

Воспитатель МДОУ №25 «Улыбка»

Г.о. Подольск, Московской области

Следующая >

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Деревья осенью»

Цель:

  • уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья осенью»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

— закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.;

  • развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие общей и мелкой моторики пальцев рук с помощью самомассажа, су-джок терапии;
  • развитие зрительно-пространственного восприятия и речевого дыхания;
  • развитие памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оборудование и материалы: картинки с изображением деревьев, картинки с изображением признаков осени, пень, су-джок мячики, схема рассказа.

Ход занятия.

I. Организационный момент: (на столе сидит игрушка «Ежик»)

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? Дети: Ежик! Логопед: давайте поприветствуем ежика. Это что же за комочек (сжимать кулаки) Ковыляет между кочек? (перебирать пальцами) На себе несёт комочек (сжимать кулаки) Два листочка и грибочек.(разжимать пальцы в стороны) Логопед: Что же принес ежик на своих иголках? Давайте попробуем угадать? Дети: Листья деревьев. Логопед: Давайте поблагодарим ежика и погреем в руках маленькие мячики, которые так похожи на ежат. (Су-джок)

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением деревьев. Давайте перечислим те изменения, которые происходят с деревьями осенью (листья желтеют, опадают). Логопед: Молодцы, вы очень наблюдательны.

Логопед: А сейчас давайте покажем ежику веселую гимнастику для нашего язычка (Артикуляционная гимнастика «История веселого ежика»). В лесу наступила осень и тучки почти закрыли солнышко (упр. «Качели»). Пошел небольшой дождик, который быстро закончился (упр. «Лошадка»). Ежик выглянул в окошко, посмотрел направо, посмотрел налево (упр. «Часики») — погода была чудесная. Он оделся потеплее и отправился в лес. Ежик шел по тропинке не спеша и услышал, как дровосек рубит старое дерево «Д-д-д». Тропинка привела ежика на чудесную полянку (упр. «Лопатка»). Сел ежик на пенёк (упр. «Грибок») и огляделся (упр. «Часики»). Деревья стали такими красивыми, разноцветными, что ежик залюбовался и от удивления открыл рот (упр. «Окошко»). Вскоре, тучек стало еще больше и они опять спрятали солнышко (упр. «Качели»). Ежик поспешил домой.

Логопед: Ребята, ежик решил узнать, какие вы знаете названия деревьев? (упражнение с мячом). А еще он хочет знать части деревьев (корни, ствол, стебель, листья, плоды, семена, ягоды, гроздья, сережки, кора, шишки, крона). А знаете ли вы, чем отличается дерево от кустарника? Какие вы знаете кустарники? (шиповник, смородина, малина) Логопед: Давайте изобразим осеннее дерево (физминутка) Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем Это к нам птицы летят, Как они сядут, тоже покажем Крылья сложили назад.

Логопед: Ребята, ежик очень любит собирать гербарии из листьев. Давайте поможем ему в этом. Вот упал листьев дуба, какой лист упал? (дубовый) Вот упал лист клена. Какой лист упал? (кленовый) Вот упал лист березы. Какой лист упал? (березовый) Молодцы ребята! Прекрасный получился гербарий! Логопед: Наш ежик, сидя на полянке, любит придумывать интересные истории. Хотите послушать одну из них?

Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать мячик в открытой ладони. Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с мячиком Су-Джок

Однажды ранним осенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Катать мячик по ладони вперед- назад.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения мячиком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!

Прокатить мячик по каждому пальцу, начиная с большого.

А там поляна — большая, круглая, красивая!

Круговые движения мячиком по ладони.

На поляне видимо-невидимо разноцветных листочков, наверное, ветром занесло! Красиво, как в сказке! Ежику очень понравилась поляна, он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый… и он на другом берегу!

Прокатить мячик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой и оказался у своего домика!

Катать мячик по ладони вперед- назад.

Наступил вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать мячик в ладошке. Логопед: Ребята ежик рассказал вам свою историю. Давайте и мы покажем ежику, как умеем составлять рассказы? (Дети составляют рассказ по схеме). Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие. О чем мы сегодня говорили? Давайте попрощаемся с ежиком! Вы – молодцы, отлично поработали.

Автор материала: Бастракова Елена Александровна

Также по теме:

Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе

Конспект занятия в старшей группе по экологии на тему: Деревья осенью

Конспект занятия в старшей группе по экологии «То берёзка, то рябина…»
Автор: Кокорина Татьяна Николаевна, воспитатель Место работы: МБДОУ № 202 «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» Описание: Представляю вашему вниманию конспект занятия по экологии для старшей группы. Данный конспект может быть использован воспитателями как на прогулке, так и на занятии по экологии для закрепления знаний детей о деревьях, их строении, для развития умения сравнивать, анализировать и называть отличия. Конспект может быть использован и родителями на прогулке с детьми. Цель: закрепление и обобщение представления детей о деревьях: берёзе и рябине, их сходстве и отличии друг от друга. Задачи: — способствовать закреплению знаний детей о деревьях, их строении; — способствовать развитию умения сравнивать, называть сходства и отличия; — развивать умение замечать и называть изменения, происходящие в природе с приходом другого времени года: осени; — воспитывать интерес к миру природы Предварительная работа: рассказ и беседы о деревьях на занятиях по экологии и окружающему миру. Прослушивание песен: «То берёза, то рябина…», «Что стоишь качаясь…», Л. Зыкина «Березка». Чтение рассказов: Г. Скребицкий «Передышка», Геннадий Снегирёв «Рассказ о берёзе», рассказывание легенды о рябине, стихотворений Есенина, Вяземского. Рассматривание картин: Грабарь «Рябинка», «Осень. Рябины и берёзы», Куинджи «Берёзовая роща». Методические приёмы: беседа-диалог, физминутка «станем мы деревьями», сравнение, обобщение. Ход занятия: Вопитатель – Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в гости к берёзке и к рябине. Часто эти два деревца растут рядом, подчёркивая красоту друг друга. Особенно красивы эти два дерева сейчас. А какое сейчас время года?


Дети – Осень. Воспитатель – Верно. Как меняется берёза с приходом осени? Дети – Листья становятся жёлтыми. Воспитатель – Да, и кажется будто берёза одела золотой наряд. А рябина? Ответы детей – Листья на ней краснеют. Листья становятся оранжёвыми. Воспитатель – В отличии от берёзы, рябина надевает более тёмный наряд. Ребята, о каком дереве я сейчас загадаю загадку? Белоствольные красавицы Дружно встали у дорожки, Книзу веточки спускаются, А на веточках сережки. Дети – Береза Воспитатель – Верно. Как вы догадались? Дети – по слову «белоствольная» у берёзы белый ствол, по слову «серёжки» весной у берёзы появляются серёжки. Воспитатель – Какие вы молодцы! Всё правильно! А ещё как мы можем сказать, какая берёза? Дети – стройная, кудрявая, белая, изящная, её называют «русская красавица», светлая, нежная, у неё золотые косы. А теперь послушайте другую загадку Я смотрю в свое окно, Вижу дерево одно. Гроздья красные висят, Птички скушать их хотят. Дети – рябина. Воспитатель – Конечно! А по каким словам вы догадались? Дети – «гроздья красные» у рябины гроздья ягод, птички прилетают зимой её кушать. Воспитатель – Опишите мне рябину, какая она? Ответы детей – Тонкая, гибкая, кудрявая, красная. Воспитатель – Теперь давайте посмотрит внимательно на два этих дерева и скажем, что же у них общего? Чем они похожи друг на друга? Дети – У них есть ствол, ветви, листья. Воспитатель – А ветви и листья что образуют? Дети – крону. Воспитатель – А под землёй, что дерево прячет? Дети – корни. Давайте на минутку станем деревьями и поиграем.


Физминутка «Станем мы деревьями». Станем мы деревьями сильными, большими. Ноги на ширине плеч
Ноги – это корни, их поставим шире. Чтоб держали дерево, падать не давали.
Ставят один кулак на другой
.
Наклоняются, складывают ладони чашечкой
Из глубин подземных воду доставали. Наше тело – ствол могучий,
Проводят ладонями вдоль тела вниз
Он чуть-чуть качается.
Покачиваются из стороны в сторону
И своей верхушкой острой
Складывают ладони шалашиком
В небо упирается.
Поднимают соединённые руки над головой
Наши руки – ветки, крону образуют.
Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны, смыкают.
Вместе им не страшно, если ветры дуют.
Качают головой. Качают поднятыми рукамиВоспитатель – А теперь давайте назовём отличия. Сначала давайте сравним ствол у деревьев. Чем он покрыт? И как различается? Дети – корой. У берёзы кора белая с чёрными полосками, а у рябины кора серая. Воспитатель – А по толщине? Дети – у берёзы ствол толстый, а у рябины тонкий. Воспитатель – А теперь давайте потрогаем ствол берёзы, погладим его ладошками. Кора у неё какая?


Ответы детей. Воспитатель – кора шершавая, с глубокими чёрными трещинами и только на верху береста гладкая, нежная. А теперь потрогаем ствол у рябины? Дети – кора гладкая. Воспитатель – Верно и только кое-где видны небольшие трещинки. А какие ещё отличия вы можете назвать? Ответы детей – на рябине есть ягоды, а на берёзе нет; у берёзы листья жёлтые, а у рябины красно-зелёные, оранжевые. Воспитатель – Выделяется рябина на фоне всех деревьев осенью яркими оранжево-красными гроздьями ягод. А каждое дерево одевает новый, красочный наряд, прежде чем сбросить все листья перед зимой. А можем ли мы по листья на земле сказать с какого дерева они упали? А как вы это узнали? Дети – у деревьев листья разные по форме. Воспитатель – Давайте соберём листочки берёзы.


Дети собирают листья. воспитатель – Какой они формы? Ответы детей. Воспитатель – Да у берёзы листочки плотные, треугольной или ромбовидной формы. Теперь найдите листья рябины. Дети собирают листья рябины.


Воспитатель – Какой они формы? Ответы детей. Воспитатель – У рябинки листья сложные, длинные, состоящие из 9 небольших листочков и каждый из них похож на овал. И на берёзе, и на рябине растут листья, которые осенью опадают, значит они какие? Дети – лиственные, листопадные. Воспитатель – Давайте сравним их по высоте? Дети – Берёза высокая, а рябина низкая. Воспитатель – Берёза высокое одноствольное дерево, а у рябины очень часто несколько стволов, поэтому её относят и к деревьям и к кустарникам. Когда мы с вами пошли в гости к берёзке и рябинке вы мне сказали что сейчас время года осень. А по каким признакам вы это узнали? Дети – листья поменяли цвет, часто идут дожди, птицы улетели в тёплые края, трава пожелтела, цветы завяли, листья опадают. Воспитатель – а когда опадают листья, как это называется? Дети – листопад. Воспитатель – посмотрите, сколько листьев на земле, пройдитесь по ним, что происходит?


Дети – они шуршат. Воспитатель – Да, давайте скажем «шуршат», «шелестят». Сегодня мы с вами сходили в гости к рябинке и берёзки, посмотрели на них осенних красавиц. А сейчас давайте с вами вернёмся в группу и нарисуем берёзку и рябинку. Листья берёзы и рябины тоже возьми с собой, мы их засушим и сделаем красивые аппликации. Дети с воспитателем возвращаются в группу и рисуют деревья.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект организованной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему: Осень НОД для старшей группы с презентацией на тему: Дары осени Конспект занятия в старшей группе по музейной программе на тему: Осень Конспект интерактивного занятия с использованием ИКТ в старшей группе. Осень разноцветная

Похожие статьи:

Инсценировка сказки в старшей группе на тему: Грибы

Инсценировка сказки «Репка» в стихах для детей старшей группы

Сценарий фольклорного осеннего праздника в старшей группе

Конспект занятия. Викторина на тему «Осень» в старшей группе детского сада

Осенние посиделки в детском саду. Интересный сценарий. Старшая группа

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]