Требования к организации уголков по речевому развитию в ДОУ с учётом ФГОСконсультация по развитию речи (младшая группа)


Условия речевого развития детей раннего возраста в ДОУ

Речевое развитие ребенка раннего возраста и его эффективность обусловлена созданием следующих условий в ДОУ:

  1. Создание среды, которая станет источником формирования опыта ребенка т.е. посредством использования ее компонентов будет реализовано познание окружающего мира, его объектов, процессов и явлений, установлены связи и зависимости между ними. Окружающая среда должна быть насыщенной, безопасной и ориентированной на установление взаимодействия между детьми, между ребенком и взрослым.
  2. Выбор оптимальных игр, ориентированных на развитие речевых функций ребенка. Каждая игра, используемая в воспитательном процессе должна быть словесно подкрепленной, стимулировать использование речи ребенком и расширять его словарный запас. Потому, каждая игра должна опираться на конкретную образовательную задачу своего использования и исключаться из образовательного процесса в случае неисполнения ею своей функциональной роли.
  3. Проведение занятий по развитию речи в интегрированной форме. Предполагается объединение разных видов детской деятельности на занятии с применение разных форм и методов ее реализации.
  4. Обязательное использование пальчиковой гимнастики на занятиях. Она может быть составным компонентом отдельного занятия, использоваться во время проведения физкультминуток или включаться в режимные моменты. При этом, форма ее организации должна носить веселый и увлекательный характер, возбуждая интерес младшего школьника.
  5. Создание благоприятной атмосферы в детском коллективе. Ребенку должно быть интересно среди сверстников, а также педагог должен вызывать у него доверие. Это стимулирует его желание к использованию речи для построения общения и взаимодействия в коллективе.
  6. Соблюдение распорядка дня. Оно очень важно потому, что так можно достичь совпадение требований и указаний воспитателя с потребностями ребенка т.е. его отправляют спать, когда он действительно уже утомился и хочет отдохнуть, а занятия проводят в период его активности.
  7. Учет уровня речевого развития каждого отдельного ребенка при организации речевых и иных занятий. Речь детей развивается неодинаково и это требует подбора вариативных заданий и упражнений для детей.
  8. Сопровождение всех действий воспитателя словами. Это должно быть реализовано в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ.

Речевой уголок в ясельной группе детского сада

Дина Ахметгалина

Речевой уголок в ясельной группе детского сада

Уважаемые коллеги,каждый из Вас задавал себе и коллегам вопрос: «Чем должен быть наполнен речевой уголок в группе

Предлагаю Вашему вниманию примерный
перечень оснащения речевого уголка в группах детского сада. Оснащение речевого уголка младшая группа. 1. Картинки по лексическим темам. 2.Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастики. 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки. 6. Предметные картинки. 7. Различные виды театров. 8.Картинки: а) с изображением явлений природы; б) предметами домашнего обихода; в) основными частями транспорта 9кабина, руль, окна, двери, колеса); г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьёт)
; д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный и т. д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький и т. д.); е) с изображением действий (ложиться спать, садиться, одевается, подметает, моет, гладит, и т. д.

В нашем уголке много развивающихся игр, пособий для развития речи, мелкой моторики. Для развития речевого дыхания у нас имеются мыльные пузыри и воздушные шары. Есть у нас и волшебная коробочка с различными крышечками, с помощью которых стимулируются моторные навыки пальцев рук, что приводит к активации речевого центра. Так же есть шнурочки для моторики пальцев. Для развитие мелкой моторики у нас есть сухой бассейн, он закрепляет и развивает мелкую моторику, массаж рук, пальчиков, повышается чувствительность пальчиков. В уголке имеется поднос с манной крупой где мы с ребятками рисуем пальчиком. Для развития слухового внимания у нас есть в уголке шумовые инструменты. Также имеется много картотек потешек, стишков, пальчиковых игр. Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности, активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость. В речевом уголке находятся кукольные театры. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса. ребенок усваивает богатства родного языка, его выразительные средства.

Подготовила воспитатель младшей группы первой категории Ахметгалина Д. К.

Речевой уголок в младшей группе по фгос. Уголок развития речи в первой младшей группе

Людмила Емельянова

«

Создание предметно-развивающей среды в ДОУ .

Речевого уголок
«Говоруша
»

Цель речевого уголок
«Говоруша
»
средней
группы — обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как
средства общения
, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности.

Серьезная степень задержки речи говорит, когда речь ребенка. Трехлетний ребенок находится на уровне речи полугодичного ребенка — он составляет только эквиваленты предложений, а лексика находится на уровне полугодичного ребенка. Четырехлетний ребенок находится на уровне речи двухлетнего ребенка — он формулирует простые предложения, словарь активен на уровне двухлетнего ребенка, т.е. использует около 300 слов. Пятилетний ребенок находится на речевом уровне двух с половиной летнего ребенка — все еще предложения простые, лексика на уровне ребенка в два с половиной года.

  • Ежегодный находится на уровне полгода ребенка — ребенка только бабуины.
  • Биеннале находится на уровне речи годового ребенка — произносит несколько слов.
  • Семьлетний ребенок находится на уровне речи трехлетнего ребенка.

По словам Спионека, небольшая степень задержки речи возникает, когда речь двухлетнего ребенка находится на уровне развития полутора ребенка или когда семи — или шестилетняя речь развивается на седьмом или шестом году.
Воспитанников встречает хозяин уголка
«Заяц-говоруша
»
. Он многофункционален. Мы с детьми его одушевляем и от его имени задаем вопросы или отвечаем на них, загадываем загадки, придумываем интересные истории, приглашаем в гости друзей, преподносим неожиданные сюрпризы. Заяц-говоруша
вызывает у детей живой интерес, побуждает к
речевой активности
.

Логопеды различают два типа задержки речи. Что означают слова «спонтанное» и «не паразитное»? Спонтанная задержка в развитии речи является нормальной формой развития. Это лишь фрагментарная задержка в процессе разработки, которая носит переходный характер. У ребенка хороший слух, он понимает, что он говорит, интеллектуально эффективен. Он может произносить почти все слоги в изоляции, иногда также слоги. Но он не может выразить это словами и говорить в правильном темпе. В 25-50% случаев простая задержка развития речи является наследственной.

Дидактическое оснащение нашего уголка

соответствует структуре
речевых нарушений детей
, их индивидуальным и возрастным особенностям. При оснащении
речевого уголка
ориентировались на обеспечение богатства сенсорных ощущений, на полифункциональность.

Основная задача педагога в данной возрастной группе, чтобы ребенок захотел говорить

и выражать свои мысли, поэтому уделили большое внимание театрализованной деятельности. Театральная деятельность является основой самостоятельного творчества каждого ребенка его эстетического чувства, развития артистических способностей. В ходе театрализованной деятельности ребенок развивает игровое поведение, умение творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Примерно в 4-5 лет задержка обычно выравнивается, без необходимости вмешательства специалиста. Дальнейшее развитие речи продолжается без искажений и последствий для будущего общего развития ребенка. Непреднамеренная задержка в развитии речи, в свою очередь, результат беспорядка, а не разрушение процесса развития. Он демонстрирует наличие клинически значимых расстройств, таких как потеря слуха, умственная отсталость, нарушение речи или неврологические расстройства. Может сопровождаться афазией, дизартрией, дислонией, заиканием, аутизмом, потерей слуха, церебральным параличом.

Немаловажную роль театрализованная деятельность играет в развитие артикуляционной гимнастики, речевой

интонационной выразительности и мимики.

В театрализованной деятельности с детьми используем разные виды театра : настольный, кукольный, пальчиковый, перчаточный, а также изготовленный своими руками : театр на силиконовых лопатках, театр на пластиковых яйцах, театр из вязаных рукавичек. Для каждого театра нужны актеры. И тогда было решено сделать не обычных кукол, которые выполнены из картона с отверстиями для ног. Наши куколки ходят,сидят и пляшут. Такие куклы развивают фантазию и моторику воспитанников. В нашем сказочном домике каждую неделю в окошечках появляются новые персонажи, исходя из темы недели.

Задержка может быть как активной, так и пассивной. Речь развивается на патологической основе, и наблюдаемые симптомы нарушения речи развиваются наряду с другими симптомами психомоторных нарушений развития. Нарушения речи являются вторичными по отношению к выраженной глухоте, умственной отсталости, расщелине неба или речевой моторной дисфункции и т.д. чаще всего они не являются единственным, но одним из многих симптомов инвалидности в развитии, они являются частью различных симптоматических синдромов.

В результате незапланированных задержек в развитии речи изменения могут быть временными или постоянными, быстро меняющимися или углубляющимися. Тип, диапазон и эффективность патогенного агента приводят к тому, что полученные изменения имеют постоянный характер, что означает, что речь на заключительном этапе развития не достигает нормальных уровней и что ее расстройства могут повлечь за собой другие дополнительные проблемы, такие как эмоциональное расстройство, и т.д. если друг или другой ребенок, с которым вы общаетесь, не будет развиваться на третий год жизни, а малыш говорит только о простых, легких словах, вы должны заподозрить отсроченное развитие речи и немедленно связаться с логопедом!

При подборе дидактического материала в основу наполняемости речевого уголка

было положено комплексно-тематическое планирование по лексическим темам.

Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий

:

Пособия для артикуляционной моторики (артикуляционные часики, веер, картотека артикуляционной гимнастики в картинках);

Дидактический материал способствующий, формированию воздушной струи, правильного речевого дыхания

(
«Бабочки»
,
«Сдуй снежинку в варежки»
,
«Ветряки»
,
«Прожорливые фрукты»
,
«Таинственный песок»
,
«Чудеса в бутылке»«Что заовощ, что за фрукт»«Огород есть у нас»
) изготовленный руками взрослых;

Любимыми пособиями наших детей являются игры для развития мелкой моторики : «Разноцветные камушки»

,
«Шнуровки»
,
«Умные прищепки»
,
«Сухой бассейн»
,
«Массажные мячики»
т. д. Особенно нравятся нашим детям друзья
«Зайца – говоруши
»

«Забавные зверушки — прихватки»

Для эффективности коррекционной работы с детьми изготовили «Фланелеграф»

из бросового материала, возле которого дети могут играть в дидактические игры, заниматься в паре, вести диалог по сказке.

Опираясь на индивидуальные особенности детей нашей группы, изготовили пособие «Веселые звуковички»

для формирования и развития фонематических процессов, а игра
«Звуковая ромашка»
направлена на формирование звуковой культуры речи, умение чётко и правильно произносить
определённый звук в словах
, различать на слух твёрдые и мягкие звуки. Из спичечных коробков изготовили пеналы для составления схемы слова, которые используем в вечернее время.

Тематические альбомы и игры для обогащения словарного запаса, игры и пособия для формирования грамматического строя, а также связной речи, дидактический материал для развития фонематического слуха и восприятия.

Подборка настольно-печатных игр способствующие развитию речи. По многим направлениям деятельности создали картотеку

. Это облегчает планирование и помогает в работе воспитанниками.

Рядом с речевым уголком

расположена детская библиотека.

Здесь представлены

любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Наряду с художественной литературой в книжном
уголке представлена
познавательная литература, тематические энциклопедии в соответствии с возрастом детей. Работа в детском саду в этом
уголке
способствует развитию всех сторон
речевой системы
: это обогащение словарного запаса, дети учатся правильно строить высказывания, пересказывать текст, оставлять описательные рассказы.

Публикации по теме:

«Создание предметно — развивающей среды на участке детей старшей группы». Вид проекта: информационно – проектировочный – презентационный 1. Подготовительный Информационно – проектировочный 2. Основной Практический.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста «Создание развивающей предметно – пространственной среды в группе раннего возраста». В период раннего детства окружающая ребенка среда должна.

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в средней группе» Характеристика группы: среднюю группу посещают 23 ребёнка, из них-9 девочек и 14 мальчиков. Название группы: «Смешарики». Воспитатель: Федосеева.

Создание предметно-развивающей среды на участке Проект. «Создание предметно – развивающей среды на участке детей старшей группы». Руководитель: старший воспитатель – Чернораева Л. И.

Мы живем в степной местности,для того,чтобы познакомить детей с различными рельефными объектами,я решила сделать на участке детского сада.

Создание предметно-развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 274 КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА Г. ВОЛГОГРАДА Методическая.

СВЕТЛАНА ЗАМОТАЕВА

Речевые уголки в группах

Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе.

Уже доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость, поэтому большое внимание должно уделяться оборудованию в группах специальных речевых коррекционных уголков

. Такие
речевые уголки должны быть в группах
, они должны привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве. Как уже апробировано практикой при организации данного
уголка
необходимо соблюдать следующие требования :

1. Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало

, игровой, дидактический, наглядный материал.

2. Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей

, их индивидуальным и возрастным особенностям.

3. В основу наполняемости уголка

желательно учитывать тематическое планирование по лексическим темам.

3. Наглядный, дидактический материал в речевом уголке

меняется еженедельно, согласно лексической теме.

4. Речевой уголок

желательно разместить рядом с книжным
уголком
.

5. Оформление уголка

должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

6. Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

7. Не следует перегружать уголок оборудованием

.

8. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка

должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей
речевой интерес
, побуждать к
речевой активности
.

9. Так как наши дети имеют нарушения зрения, то и имеющийся речевой

материал должен учитывать те требования о которых вы говорили на предыдущей консультации с дефектологами.

10. Создавая развивающую среду группы

, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка было комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике коррекционного
уголка
. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в
уголке
и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Расположить коррекционный уголок

целесообразно в хорошо освещенном месте и несколько удаленном от игровой зоны.. Близость игровой зоны будет мешать проведению занятий в
уголке
и отвлекать ребенка от выполнения заданий.

Это создаст более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку должен быть удобным

, чтобы дети сами могли подходить к нему и заниматься. При недостаточном освещении, необходимо предусмотреть дополнительное.

Работа воспитателя на логопедических группах

главным образом подчинена устранению дефектов речи и развитию общих качеств и свойств личности ребенка.

Для создания данного уголка

можно использовать яркую многофункиональную доску – “Дом Гоши – Говоруши”

Края крыши украсить разноцветными буквами Алфавита, вырезанными по контуру.

Чердачное окошко можно использовать под место для размещения сюжетной картинки (согласно лексической теме)

. По всей крыши натянуть леску, на которую можно с помощью зажимов прицеплять картинки.

В окно дома вмонтировать зеркало, которое закрывается занавеской.

Над окном разместить три досочки с кармашками, для картинок. Эти доски можно использовать :

– для размещения предметных, сюжетных картинок при составлении рассказа по серии картин.

– при классификации картинок при отработке лексических тем, при дифференциации звуков

– при проведении упражнений на определение места звука в слове (на первую доску разместить картинки, где звук находится в начале слова, на вторую – где звук находится в середине, на третью – где звук находится в конце).

Срезы бревен оживить яркими желтыми кружочками с кармашками, куда тоже можно располагать картинки, карточки. (“Виды упражнений артикуляционной гимнастики, “Массаж лица”, “Пальчиковая гимнастика”, предметные картинки на активизацию словаря по данной лексической теме, картинки с определенным звуком).

Труба – обклеенная коробка из-под карандашей, в которую можно поместить пособие “Ветерок”

Справа и слева от окошка при помощи мебельного гвоздя крепятся по два стаканчика, куда также размещаются султанчики, всевозможные игрушки на поддувание, сигнальные флажки (Гласный-согласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий)

.

Для изготовление флажков используются трубочки для сока, сами флажки изготовляются из цветной самоклеящейся бумаги и прикрепляются с двух концов трубочки : гласный – согласный соответственно красный, синий, зеленый.

Справа и слева от дома стена обклеена пенепленом, имитирующего забор. Где соответственно, можно расположить магнитную доску.

Используя различные свойства этих предметов, можно закрепить у детей зрительный образ буквы, тренировать их моторику, развивать оптико-пространственные отношения, прививать интерес к письменной речи.

Все необходимые атрибуты : магнитные буквы, клубочки шерстяных ниток, из которых дети конструируют буквы, ножницы, мелки, карандаши расположены здесь же в коробочках из-под чая, также обклеенных цветной самоклеящейся бумагой и прикрепленных к стене двухсторонним скотчем.

Перед домом на жердочке сидит игрушка попугай Гоша – Говоруша.

Он является “другом”, “партнером” детей. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка, задавать вопросы, загадывать загадки, изображать правильное и неправильное произношение звуков вызывает живой интерес, побуждает к речевой активности

. Впереди, на животе у попугая, расположен карман, куда воспитатель или логопед вставляет очередную изучаемую букву, тем самым ненавязчиво привлекая внимание детей к ее образу и тем самым способствуя ее запоминанию.

На заднем плане дома можно расположить солнышко, которое тоже не только оживляет картинку, но и несет коррекционную функцию. У солнышка семь лучиков-косичек, и на каждой косички бантик. Бантики имеют определенный цвет спектра. Педагог может поупражнять ребенка в назывании основных цветов.

А можно просто для речевого уголка отвести место

, которое будет представлять собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими
группами
, а также для проведения индивидуальной работы. В его оборудование входят : стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, большое зеркало или несколько небольших зеркал, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий
речевую деятельность и речевое общение детей
.

Подбор игрового и дидактического материала осуществляется логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.

Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых

психических процессов, составляющих психологическую базу речи.

Интересным материалом для коррекционного уголка

может быть игровое пособие «
Речевой куб
«,

Пособие представляет собой кубы разного размера, изготовленные из легких материалов (картон, пластмасса, поролон, ткань, пенопласт)

. На каждой грани куба расположены прозрачные карманы, предназначенные для сменного
речевого материала
. Данный материал используется при выполнении артикуляционных упражнений, для развития у детей общей и тонкой моторики, лексико-грамматического строя и связной речи. Он меняется учителем-логопедом и воспитателями по мере усвоения детьми различных тем.

Занятие в логопедическом уголке

воспитатель проводит во второй половине дня по заданию логопеда. С детьми отрабатывается артикуляция звуков, автоматизация в словах на предметных картинках. Составляются предложения и небольшие рассказики с этими словами.

С группой

детей может быть организована игра по дифференциации поставленных звуков или расширению словарного запаса.

Дети сами подходят к логопедическому уголку

: делают гимнастику для язычка, дуют в игры на развитие воздушной струи, берут обводки, шнуровки, мозаики, пазлы, называют картинки в звуковых альбомах, играют в логопеда.

Одним из главных условий качества коррекционно-речевого

воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднения. Если захочет взрослый, захочет и ребенок.

Наполняемость коррекционного уголка

должна осуществляться по разделам :
речевое дыхание
, фонематический слух, артикуляционная моторика, звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте, лексика и грамматика, связная речь и мелкая моторика.

Для младших детей : зеркала, картинки с описанием упражнений арт. гимнастики, пособия для разв. дыхания, воздушной струи, мелкой моторики (напр. массажные мячики, материал по звукоподражанию, игры и пособия по автоматизации звуков, игры по лексике, грамматике, сюжетные картины (по возрасту)

.

Дидактический материал в речевом уголке

старшей и подготовительной логопедической
группе
Цели Дидактические пособия Дидактические игры

1. Закрепление правильного речевого

выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи Вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п. ;

«Рыбки»

;
«Насекомые»
;
«Транспорт»
;
«Листочки»
;
«Бабочки»
;
«Волшебный пушок»
;
«Горка»
; лабиринты;
«Разноцветная поляна»
; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке Буря в стакане»;
«Чей кораблик доберется быстрее»
;
«Загони мяч в ворота»
и др.

2. Формирование фонематического восприятия и слуха Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты : рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки : Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ)

; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки
«камень»
,
«вата»
); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова
«Собери букет»
;
«В мире животных и птиц»
;
«Делим слова на слоги»
;
«Фонематика»
;
«Найди себе пару»
;
«Найди, что звучит»
;
«Звуковое домино»
;
«Угадай, откуда идет звук»
;
«Разложи картинки»
;
«Повтори — не ошибись»
;
«Тихо — громко»
;
«Общий звук»
;
«Придумай слова со звуком»
;
«Испорченный телефон»
;
«Продавец и покупатель»
;
«Звуковые символы»
и др.

3. Развитие артикуляционной моторики Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой (авторы Т. А. Куликовская, Е. А. Пожиленко)

; схема для характеристики звука; ватные палочки, ватные диски

4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи)
«Логопедические лото»
,
«Логопедическое домино»
,
«Паровоз»
,
«Подбери и назови»
и т. д.);

Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков (авторы О. И. Лазаренко, Л. А. Комарова)

; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л;
«Говорим правильно»
;
«Логопедическое лото»
;
«Веселая гимнастика»
; «Звуки, я вас различаю
(Р, Л)
»

5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте Схемы слов, предложений, игры : «Подбери слово к схеме»

,
«Составь предложение по схеме»
,
«Сложи слово»
, кроссворды, ребусы.

Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках»

,
«Учись читать»
,
«Умные кубики»
,
«Слоговые кубики»
и т. д. ;
«Карусель»(учим буквы)
; карты для чтения; альбом
«Изучаем буквы»
; пособие
«Говорящая азбука»
; волшебный домик
«Учимся читать»
;
«Букварь»
Н. С. Жукова,
«Живая азбука»
,
«Чтение по слогам»
,
«Родная природа»
;
«Путешествие с буквами»
;
«Читаем с подсказками»
;
«Тексты с хвостами»
;
«Белоснежка»
— читаем с подсказками; книжки-малышки и др. Назови, прочитай, проверь»;
«Научись читать»
;
«Я учу буквы»
;
«Найди букву»
;
«Готов ли ты к школе?»
;
«Слоговое лото»
;
«Волшебная тесьма»
;
«Найди место звука в слове»
;
«Прочитай по первым звукам»
;
«Слоговая копилка»
и др. ; серия
«Умные игры»
, ребусы

6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий Картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетные и предметные)

; развивающие пазлы, игры : лото,
«Подбери пару»
,
«Кто больше назовет»
,
«Часть и целое»
,
«Большие и маленькие»
игры «Чей хвост?»

,
«Один — много»
,
«Назови ласково»
,
«Чего нет?»
и др. ;

«Что из чего сделано»

;
«Прогноз погоды»
;
«Одень куклу»
;
«В мире животных»
;
«Детский компьютер»
и др

7. Развитие связной речи Сюжетные картинки, «Угадай по описанию»

,
«Когда это бывает?»
,
«Играем в профессии»
и др. ;

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»

; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.

Мнемодорожки, мнемотаблицы, пиктограммы и т. д. Игры-самоделки «Составь рассказ по картинкам»

(
«Ястреб и курица»
,
«Два козлика»
и др.)

8. Развитие мелкой моторики Волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши,

массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам)

;
«Мир твоих фантазий»
(различный материал для составления букв : горох, нитки разного цвета, пластилин ит. д.) Игры на штриховку;
«Рисуем по клеточкам»
; мозаики; игры-шнуровки и др.

Таким образом, использование речевого уголка

позволяет расширить
речевую среду в группе
, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в
речевом
общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои
речевые навыки
.

Паспорт центра речевого развития во второй младшей группе « Солнышко»

Паспортцентра речевого развития

во второй младшей группе « Солнышко»

Речь

– самый сложный психический процесс, подвластный только человеку! Вопрос развития речи у современных детей актуален, потому что с каждым годом число детей с нарушением речи увеличивается.

В нашей группе оформлен уголок по развитию речи «Речевичок»

, в соответствии с возрастом и интересом детей.

Главным героем уголка

является
«Игровой персонаж — кукла Андрей».
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

1) Артикуляционной
моторики
(предметные картинки-опоры; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках,зеркала на подгруппу детей)

2)Правильное дыхание

– залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Используя дыхательную гимнастику, можно обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание, создать положительный эмоциональный настрой, а также преодолеть речевые расстройства ребенка.

В этом уголке, для развития правильного дыхания, мы создали дидактические игры: «Воздушный футбол», «Рыбалка»,«Накорми животных»,а также вертушки,чашки,тренажёр для развития силы воздушной струи,свистульки,султанчики,«Бутылка с метелью».

3)Для развития связной речи,

мы используем наборы предметных и сюжетных картинок (по лексическим темам недели): «Животные наших лесов»,«Домашние животные и их детёныши»,«Мебель», «Транспорт»,«Птицы»,«Насекомые»,«Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы»,«Профессии», «Времена года»,«Истории в картинках» (1 и 2 часть); дидактические игры и пособия: «Где чья тень»,«Времена года», «Кто где живёт?»,«Кто что ест», «Чей хвост?», «Собери урожай»,«Часть и целое»,картотека дидактических игр по развитию речи;а также книжкики-малышки и художественные произведения по программе, разрезные картинки и разные виды театра.

4) Пособия по развитию мелкой моторики:

пальчиковые игры на основе сказок,сказка-шнуровка«Колобок»,шнуровка «Насекомые»,«Ёжик»,игры-вкладыши,су-джок,грецкие орехи,шишки, трафареты, прищепки («Солнышко», «Ёжик»), мелкие игрушки (киндеры)

5) Материал по звукоподражанию:

«Шумовые инструменты», детские музыкальные инструменты: барабаны, дудочка, бубен, трещотка,погремушки,музыкально — дидактическая игра «Музыкальные профессии».

6) Игры и пособия по автоматизации звуков:

альбом по автоматизации звуков,чистоговорки,стихи и потешки, предметные и сюжетные картинки, разные виды театра: пальчиковый,настольный,конусный настольный театр,«Би-Ба-Бо»-кукла–рукавичка,стаканчиковый настольный театр,фланелеграф,многофункциональная ширма для театрализации,театральные маски;мелкие игрушки.

7) Игры по лексике и грамматике:

предметные картинки по лексическим темам.

Содержание речевого уголка определяется в соответствии с программой и возрастом детей.

В речевом уголке мы используем предметы театрального и музыкального уголка, так как драматизация способствует развитию связной речи.

Спасибо за внимание!

Закономерности речевого развития ребенка раннего возраста

Определение 1
Речевое развитие – это процесс постепенного овладения языковыми средствами и навыками их применения в системе коммуникативного взаимодействия.

Развитие речи является постепенным процессом. Речь начинает свое формирование с раннего возраста и активно развивается в дошкольный возрастной период. Первые слова ребенок начинает произносить в годовалом возрасте. Постепенно словарный запас расширяется и усложняется и к концу раннего возраста ребенок владеет около 1500 слов. Естественно, что данная динамика развития является нормальной и оптимальной. У разных детей могут наблюдаться отклонения от данных показателей, причем, как в лучшую, так и в худшую сторону развития.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Следует отметить, что речевое развитие детей раннего возраста имеет ряд закономерностей. Ими являются:

  • Необходимость воздействия на речевые процессы для их активизации. Иными словами, необходимо развить навык использования ребенком своего речевого аппарата.
  • Отсутствие содержания речевой деятельности. Чтобы начать речевую деятельность, ребенку требуется накопление речевого содержания т.е. формирование словарного запаса и основ его использования.
  • Незнание словесных форм речи на ранних этапах развития. Эти формы должны быть показаны ребенку и освоены им.
  • Связь речевого аппарата с мышлением. В основе речевого развития лежат мыслительные операции.
  • Развитие языка в условиях социального взаимодействия ребенка. А это требует установления социальных контактов ребенка т.е. его погружение в социум.

Данные закономерности обуславливают необходимость проведения специальных мероприятий, занятий с ребенком раннего возраста, ориентированных на его речевое развитие. И, в первую очередь, требуется приобщение ребенка к социальной среде и формирование основ взаимодействия с ней. Оно осуществляется в условиях дошкольной образовательной организации, которая создает специальные условия для общего развития ребенка и становление его речевой деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Развитие речи детей раннего возраста в ДОУ 480 ₽ Реферат Развитие речи детей раннего возраста в ДОУ 260 ₽ Контрольная работа Развитие речи детей раннего возраста в ДОУ 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Развивающая предметно-пространственная среда в ясельной группе

Галина Сарафанова
Развивающая предметно-пространственная среда в ясельной группе

Развивающая предметно-пространственная среда в ясельной группе.

Уголок по развитию речи

Оборудование и материалы: дидактические наглядные материалы, предметные и сюжетные картинки, книжные уголки с соответствующей возрасту литературой; «Чудесный мешочек»

с различными
предметами.
Оборудование и материалы: доска гладкая и ребристая, коврики, дорожки массажные со следочками (для профилактики плоскостопия, палка гимнастическая, мячи, корзина для метания мечей, обручи, скакалка, кегли, кубы, скамейка, шнур длинный и короткий, мешочки с грузом (150-200 гр., ленты, флажки.

Уголок по изодеятельности

Оборудование и материалы: мольберт, наборы цветных карандашей, наборы фломастеров, гуашь, акварель, цветные восковые мелки, кисточки тонкие и толстые, щетинистые, беличьи, баночки для промывания ворса кисти от краски, бумага для рисования разного формата, салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти; губки из поролона, салфетки для рук; пластилин, доски для лепки, клеёнки для покрытия столов, мелки

Оборудование и материалы: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей (в течение года желательно использовать 2-3 новых, строительные наборы с деталями разных форм и размеров, мягкие модули, коробки большие и маленькие, ящички,бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки с росверленными дырками, маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др., машинки, для обыгрывания.Материалы для ручного труда: бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.)

; вата, поролон, текстильные материалы
(ткань, верёвочки, шнурки, ленточки и т. д.)
; проволока в цветной оболочке; природные материалы,инструменты: ножницы с тупыми концами, кисть, клей.

Оборудование и материалы: театр настольный, ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др., театр, сделанный воспитателем (конусы с головками-насадками, маски, декорации, театр-драматизации – готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы

Оборудование и материалы: стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр, книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки,альбомы для рассматривания: “Профессии”, “Времена года”, “Детский сад” и т. д.

Оборудование и материалы: комнатные растения, с широкими плотными листьями, лейка, палочки для рыхления почвы

Уголок сюжетно-ролевых игр

Оборудование и материалы: кукольная мебель для комнаты и кухни, атрибуты для игры в «Дом»

,
«Магазин»
,
«Парикмахерскую»
,
«Больницу»
, моряков, водителей, куклы крупные (35-40 см,
средние (25-35 см, куклы девочки и мальчики, игрушечные дикие и домашние животные, наборы кухонной и чайной посуды, набор овощей и фруктов, машины крупные и средние, грузовые и легковые, телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток, кукольные коляски, игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т. п., одежда для ряжения.
Уголок дидактических игр

Оборудование и материалы по сенсорике и математике:

1. Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки, настольно-печатные игры.

2.Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания.

3. Ковролиновое полотно, наборное полотно, магнитная доска.

4. Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках»

5. Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки)

для счета.

6. Матрешки (из 5-7 элементов, доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета)

.

7. Разрезные (складные)

кубики с
предметными картинками (4-6 частей)
.

8. Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали)

.

Материалы по развитиюречи и познавательной деятельности:

1. Наборы картинок домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению)

3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации)

.

4.Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения)

.

5.Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей)

.

6. Сюжетные картинки крупного формата с различной тематикой

Оборудование и материалы: набор шумовых коробочек, звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки, музыкальные дидактические игры.

Оборудование и материалы: светофор, полотно с изображением дорог, пешеходных переходов, транспорт, макеты домов, деревьев, дорожные указатели, фигурки людей, животных

Это место, где ребёнок может посидеть, подумать, помечтать, вспомнить приятные ощущения, общение с близкими и родными людьми, что-то рассмотреть, что-то приятное и полезное послушать, поиграть игрушками

Раздевалка и стендовые материалы в раздевалке

Оборудование и материалы: шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками, скамейки, «алгоритм»

процесса одевания, стенды для родителей, постоянно обновляющаяся выставка работ детей, информация, рекомендации родителям по организации досуга детей
Развивающая предметно-пространственная среда в первой младшей группе Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Что связано с введением нового ФГОС ДО. В. Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста « « Перечень компонентов РППС:: 1 Бубен 2 Шумелки 3 Барабан 4 Погремушка. Предметно-пространственная развивающая среда в группе Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете с требованиями ФГОС Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно.
Предметно-пространственная развивающая среда в группе Предметно-пространственная развивающая среда в группе. Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность.

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе В детском садике у нас Очень интересно! Хотим мы провести для Вас Экскурсию все вместе. Мы двери в сказку открываем, И в нашу группу приглашаем. Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе ДОУ Термин предметно-развивающая среда обозначает методически грамотно организованную систему вещественных объектов, задействованных в деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе. Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного,. Развивающая предметно-пространственная среда во второй младшей группе Развивающая предметно-пространственная среда во второй младшей группе по образовательным областям «Нет такой стороны воспитания, понимаемого. Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе Авторы: Баринова В. П., Чернявская Н. Ф, Слободянская Е. И., Бронникова О. Л. Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе
.
Источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]