Особенности развития детей второй младшей группы детского сада


Ясельную группу детского сада, как правило, посещают малыши от 2 до 3 лет. Этот возраст психологи считают самым динамичным и продуктивным этапом развития. Дети учатся говорить, выражать словами свои чувства, обретают первые навыки самообслуживания, познают окружающий мир. Игра является для них основным видом деятельности, а игрушки — важным инструментом для обучения. От того, насколько правильно они подобраны, зависит дальнейшее развитие малышей. Какие игры подойдут для ясельной группы в детском саду, мы расскажем в нашей статье.

Особенности игр для детей ясельной группы

Игровые занятия в ДОУ определяют направление физического, интеллектуального, психологического развития малышей. Кроме того, они формируют волевые, нравственные качества ребенка, раскрывают его творческий потенциал. Игры для ясельной группы имеют ряд особенностей, которые выражаются в целях и приемах, используемых педагогами для их реализации.

Миссия игр для детей, посещающих ясли, сочетает в себе три направления:

  1. Дидактическое (обучающее). К примеру, переодевая куклу, малыши узнают название предметов одежды, порядок их надевания/снимания, соответствие погоде, временам года. А складывая пазлы — знакомятся с животными, овощами, фруктами. Объявленный же в детском саду «день чистых столов» учит детей аккуратно кушать.
  2. Развивающее. Основополагающая цель развивающих игр и упражнений для яслей — тренировка речи. Малыши должны не только «разговориться», но и работать над совершенствованием данного навыка. Не менее важно воздействие игрушек на память, внимание, мышление, фантазию, стимулирование познавательной деятельности.
  3. Воспитательное. В 2-3 года дети должны научиться терпению, правильной коммуникации, сотрудничеству, получить правильные нравственные представления. Еще один важный навык, который воспитанники приобретают во время игровых занятий — саморегуляция или гашение негативных эмоциональных порывов.

Для успешной реализации поставленных целей и задач воспитатели при организации игровых занятий придерживаются определенных принципов.

Среди них:

  • Доступность для понимания. Так, выкладывать мозаику или пазлы из десятка фрагментов малышам еще не под силу. Зато повторять готовый рисунок элементами игрушек — вполне доступное занятие.
  • Динамичность. Дети, посещающие ясли, могут удерживать внимание не более 10 минут. Эта особенность диктует регулярную смену занятий.
  • Наглядность. Чтобы забава была максимально полезной, малыши должны видеть действия, которые они будут в дальнейшем выполнять. Им предлагают тематические картинки, презентации, предварительное «проигрывание» сценария педагогом.
  • Доброжелательность. Хорошее настроение и доброе отношение взрослого — обязательное условие совместных развлечений.
  • Сочетание коллективности и индивидуальности. Особенности возраста еще не позволяют организовать полноценную коллективную игру. Ее заменяют выполнением единого задания, но каждым воспитанником индивидуально.
  • Состязательность. До 3 лет малыши не понимают, что такое соревнование. Педагог вводит это понятие постепенно, сначала через общую оценку группы, затем выделение самого успешного участника.

С примерным перечнем игрушек для детей ясельной группы детского сада можно ознакомиться в соответствующем документе Департамента общего образования Минобрнауки России. Мы же предлагаем подборку увлекательных, полезных занятий. А в конце статьи представим ТОП нужных игрушек.

Советы и рекомендации по облегчению

В первую очередь, родитель должен морально подготовить ребёнка к посещению детского сада – рассказать, что там будет много весёлого, интересного, что он сможет обзавестись настоящими друзьями, узнать, научиться чему-то новому.

Время пребывания в группе целесообразно увеличивать постепенно, стараться не оставлять малыша последним с наступлением вечера. На период адаптации ребёнку важно иметь поблизости какое-то напоминание о доме – это может быть любимая игрушка, памятное фото или любая другая мелочь, ассоциирующаяся с родителями.

По дороге домой после сада важно говорить с малышом – спрашивать, как прошёл его день, что нового он узнал, с кем подружился, что ему понравилось. В выходные дни следует уделять ребёнку достаточно внимания. Также настоятельно рекомендуется по возможности избегать перевода в другое дошкольное учреждение, особенно на момент адаптации.

Воспитатель – это взрослый, который непосредственно контактирует с детьми на протяжении всего дня. Именно педагог должен:

  • неустанно заботиться о благополучии каждого ребёнка;
  • своевременно замечать трудности;
  • помогать в их преодолении;
  • оказывать соответствующую помощь, поддержку – предлагать разные виды деятельности;
  • поощрять инициативу;
  • демонстрировать способы разрешения конфликтных ситуаций;
  • быть доброжелательным.

Музыкальные игры для яслей

Музыка помогает раскрепоститься, снять мышечное напряжение, преодолеть психологические «зажимы», легче адаптироваться в незнакомом коллективе. Кроме того, они:

  • развивают чувство ритма и музыкальный вкус;
  • стимулируют воображение;
  • улучшают настроение;
  • укрепляют организм (мышцы, сердце, сосуды, дыхательную систему).

Музыкальные занятия в ясельной группе обычно представляют собой инсценировку песенок-потешек, хороводы под различные мелодии или угадывание звучания различных инструментов. К примеру:

  • «Сделай так!». Выстроившись в шеренгу, детвора идет по кругу под веселую музыку. Воспитатель поет песенку, а когда подает сигнал: «Стой на месте! Ну-ка, сделаем вот так!», все участники должны повторить вслед за взрослым показанное им движение: присесть, попрыгать, похлопать, поднять руки вверх, упереть в бока или расставить их в стороны.
  • «Ходит Ваня». Детвора, взявшись за руки, водит хоровод. Ведущий (из числа воспитанников) находится в центре. Малыши поют незамысловатую песенку: «Ходил Ваня, искал Ваня для себя дружочка! ( 5 раз). Нашел Ваня для себя дружочка!». При последних словах малыши останавливаются, а ведущий выбирает себе пару. Они вместе танцуют в центре хоровода. Другие участники в это время хлопают в ладоши, кружатся, притоптывают под музыку. Педагог меняет ведущего, и забава продолжается.
  • «Зайчики и волк». Звучит бодрая музыка, символизирующая наступление нового дня. Зайчики просыпаются и выбегают на лужайку порезвиться. Музыка меняется на грозную — это пришел волк (ведущий). Он бегает за зайцами, пытаясь догнать. Мелодия становится спокойной и тихой. Это значит, что страшный зверь убежал, а зайчикам пора спать. Они отправляются в свои домики (на скамейку) и спокойно «засыпают» под колыбельную.
  • «Угадай музыканта». Педагог рассказывает, что у медвежонка есть барабан, у зайчика — металлофон, а у куклы Маши — свистулька. Игрушки «прячутся», звучит один из инструментов, а воспитанники определяют, кто это играет.

Еще один интересный вариант музыкальных занятий — танцевать только ручками, ножками, глазками.

Подвижные игры для ясельной группы

Нельзя недооценивать пользу активных развлечений в жизни ребенка. Во время подвижных занятий активизируются обменные процессы в организме, улучшается кровообращение головного мозга, укрепляются мышцы. Активные игры развивают координацию, ловкость, силу, выносливость, помогают сбросить накопившуюся энергию, снизить импульсивность. Ими можно заниматься как в помещении детского сада, так и на улице, во время прогулки.

Активные игры в помещении

Для эффективного развития ребенка важно чередовать спокойные и подвижные занятия. Чтобы устроить «физкультминутку», необязательно дожидаться прогулки. Можно предложить несколько простых занятий в игровой комнате или музыкальном зале:

  • «Угадай, где колокольчик». Для этой забавы воспитателю потребуется помощник. Детвора стоит лицом к стене. В противоположной стороне комнаты няня звонит в колокольчик и прячет его. Педагог предлагает
  • малышам прислушаться и определить местоположение этого предмета. Когда воспитанники его находят, возвращаются к стене, а няня звонит в колокольчик, сменив «дислокацию».
  • «Кот и мыши». На пол укладывают обручи — это мышиные норки. Воспитатель назначает, кто будет кошкой. Пока мышки бегают, резвятся, кошка спит на своем стульчике. По команде взрослого: «Кошка вышла на охоту!», мышки должны спрятаться в норки. Кто не успел, становится добычей «охотницы» и меняется с ней ролями.
  • «Колобок». Взрослый читает стишок про Колобка, а воспитанники выполняют простые движения, изображая персонажей. Когда бабушка месит тесто — сцепляют руки в замок и совершают ими круговые движения. При появлении «мучного изделия» из печи — кланяются. Ну а когда Колобок убегает, разводят в удивлении руки в стороны. «Кто же бегает без ног?» — педагог завершает чтение, детвора кричит хором: «Ну, конечно, Колобок!», и хлопает в ладоши.

На улице

Когда позволяет погода, активные занятия лучше проводить на улице. Свежий воздух пойдет на пользу здоровью, а размеры площадки позволяют организовать развлечения, для которых не хватает места в помещении. К примеру:

  • «Догони мяч». Детвора выстраивается вдоль игровой площадки. Воспитатель вынимает из корзины мячи и бросает их в разные стороны со словами: «Догони мяч». Малыши их догоняют и складывают в корзинку. Как только все мячи возвращаются в корзину, действия повторяются.
  • «Солнышко и дождик». Дети сидят на скамейке в беседке. По сигналу воспитателя, который говорит, что на небе солнышко и можно гулять, все выбегают на площадку, прыгают, бегают, кружатся. Как только взрослый крикнет: «Дождик!», все воспитанники должны вернуться на свои места. Действия повторяются несколько раз.
  • «Поезд». Педагог исполняет роль паровоза, а малыши — вагончиков. Они выстраиваются в колонну, держась за одежду стоящего впереди ребенка. Воспитатель подает сигнал: «Ту-ту!», и поезд отправляется в путь. Впереди могут быть крутые повороты, остановки, изменение направления, снижение или набор скорости. Задача «вагончиков» — преодолеть препятствия, не оторвавшись «от состава».

При проведении активных занятий в ДОУ важно помогать воспитанникам на каждом этапе, направлять и показывать, как ловить мяч, крутить обруч, прыгать через скакалку и т.д. Успех будет зависеть от того, как педагог провел подготовительную работу: подобрал реквизит, рассказал правила, обозначил место проведения, продемонстрировал все телодвижения.

Сюжетные

Сюжетно-ролевые игры для маленьких детей ясельной группы сада не являются основным занятием. Однако это не означает, что они преждевременны или бесполезны. Малышей в 2-3 года можно и нужно привлекать к такого рода забавам. Они помогают понять, что такое хорошо, а что такое плохо, воспитывают доброту, сострадание, отзывчивость. Знакомя малыша с различными сюжетами, вы предоставляете ему возможность разобраться, как устроен мир взрослых, в допустимых правилах поведения.

В этом возрасте малыши еще не могут самостоятельно организовать себе развлечение. Взрослые должны придумать сюжет, удерживать воображаемую ситуацию, направлять и руководить процессом. В противном случае, начав строить из кубиков домик для медвежонка, без руководства дети, скорее всего, будут просто их перекладывать. На данном возрастном этапе, главная задача сюжетных забав — научить действовать по сценарию, обогатить словарный запас и развить фантазию. Детворе можно предложить:

  • «Обед для куклы». Педагог говорит, что кукла проголодалась, и ее надо накормить. Ей моют руки, усаживают за стол, параллельно придумывают меню, расстилают скатерть, раскладывают приборы. Кукла ест «пирожные» из кубиков, пьет воображаемый чай. После чего благодарит детей, вытирает рот салфеткой. Этот сюжет помогает усвоить правила поведения за столом, запомнить название предметов посуды.
  • «Магазин». Воспитатель играет роль продавца, а дети — покупателей. Товары представлены картинками с изображением различных предметов. Покупатели называют, что они хотят купить, и складывают «товар» в свои корзинки. Когда магазин опустеет, педагог просит достать «покупки» и рассказать, что каждый приобрел и для каких целей.
  • «Прогулка с куклой». Кукла «попросилась» на прогулку. Для начала ее надо правильно одеть. Воспитатель рассказывает, какое сейчас время года, какая погода на улице и в какой одежде кукле будет комфортно. Дети выбирают подходящее «обмундирование» и одевают куклу. Через некоторое время, после многократных повторений процесса, воспитанники запоминают название предметов одежды, порядок их одевания/снимания, соответствие каждого из них определенному сезону.

Не менее интересно малышам будет поучаствовать в театрализованных представлениях, таких как «Репка», «Колобок», «Теремок». Предварительно нужно прочитать сказку, назначить роли, отрепетировать сцены, подготовить реквизит и пригласить «зрителей».

Настольно-печатные

Дидактические игры для детей ясельной группы можно разделить на несколько групп. Особое место среди них занимают настольно-печатные или игрушки с картинками. К ним относятся:

  • пазлы;
  • лото;
  • сборные кубики (с фрагментом картинки на каждом);
  • мозаика;
  • домино и т.д.

Среди малышей 2-3 лет популярны игрушки, предполагающие складывание целостной картинки из нескольких фрагментов (4-6) на основе шаблона. При их организации нужно учесть одну методическую тонкость — у каждого участника должен быть свой набор материалов. В то же время, в домино или лото можно начинать играть парами или небольшими группами в несколько человек (3-4). Как правило, число воспитанников больше, поэтому комплектов должно быть несколько.

Занятия с настольно-печатными пособиями развивают кругозор, внимательность, память, учат азам логического мышления и коллективного взаимодействия. Важно объяснять, что изображено на картинках, обращать внимание на сходство и различие предметов, учить группировать изображения по общему признаку (животные, растения, фрукты, транспорт).

Математические

Воспитанники ясельной группы только приобщаются к познавательной деятельности, поэтому математика не выделена в программе ДОУ как отдельное направление. С основными понятиями этой точной науки детвора знакомится в рамках общего ознакомления с окружающим миром. Задача педагогов на данном этапе — научить детвору:

  • понимать значения: «больше-меньше», «много-мало», «один», «ни одного»;
  • различать геометрические фигуры: куб, шар, кирпич;
  • разбираться в пространственных соотношениях: «ближе-дальше», «вверху-внизу», «спереди-сзади»;
  • составлять простой ряд из чередования двух элементов;
  • сортировать предметы, опираясь сразу на два свойства: цвет и размер (собирание пирамидки из 4 разных колец).

Рассмотрим подходящие для яслей дидактические игры математической направленности:

  • «Домик на заказ». Медвежонок и щенок просят построить им домики. При этом одному нужен дом из красных кубиков, а другому — из желтых кирпичиков. Дети выбирают подходящий материал, выполняют заказ, и все вместе празднуют новоселье.
  • «Капризные куклы». Воспитатель знакомит детей с большой куклой Катей и маленькой — Верой. Катя мечтает о мячике, подходящем ей по росту, причем под цвет платья, а Вера просит дать ей самый маленький мяч, такого же оттенка, как ее носочки. Малыши выбирают нужные предметы и предлагают их куклам. «Дамы» капризничают, просят еще больше или меньше, меняют на ходу свои пожелания по цвету.
  • «Кто пришел?». Педагог объясняет, что зайчик, когда приходит в гости, стучит в дверь один раз, а медведь много. После чего игрушки убирает под стол и демонстрирует стук. Воспитанники должны догадаться, кто пришел.
  • Забава с прищепками. Можно предложить воспитанникам развесить постиранное белье на веревочку. При этом красное платье должно висеть за белым, а черное после красного.

Помогут получить первые математические навыки развивающие игрушки, такие как пирамидки, шнуровки-бусы, сортеры, конструкторы.

Пальчиковые игры для ясельной группы

Учеными давно доказано, что нервные окончания, расположенные на пальцах, имеют связь с участком головного мозга, отвечающим за речь. Поэтому для совершенствования этого навыка педагоги используют занятия, направленные на тренировку мелкой моторики, а в частности, пальчиковые игры. Они приносят детворе огромное удовольствие, а помимо этого развивают:

  • координацию движений;
  • гибкость пальцев;
  • тактильную чувствительность;
  • психические функции: речь, память, мышление, внимание, любознательность.

Обычная гимнастика для пальцев малышам в 2-3 года еще неинтересна, поэтому занятия проводят в форме обыгрывания сказки (потешки) или игр-манипуляций со специальными пособиями: пирамидками, шнуровками, лабиринтами, прищепками, контейнерами с сыпучим материалом, куклами-рукавичками.

Логопедическая

В логопедические группы детей набирает логопед по предварительному тестированию и после тщательного обследования. В группу ОНР попадают дети с общими отклонениями речи, в группу ФНР – дети с проблемами в произношении некоторых звуков.

Воспитанники, кроме основных занятий, занимаются с логопедом и воспитателем специальными упражнениями, направленными на улучшение и совершенствование речи.

В таких группах детей обычно не много – 10-12 человек. Занятия с логопедом бывают индивидуальные и групповые, и проводятся по расписанию. Все остальные занятия проводятся по упрощённому и облегчённому плану, приемлемому для детей с такими дефектами.

ТОП игрушек

Подбирая развивающие игры и пособия для ясельной группы, нужно обращать внимание на их функциональность, развивающую направленность, соответствие возрасту и безопасность. Оценивая игрушки для младшего дошкольного возраста, мы рассматривали именно эти критерии. В верхние позиции рейтинга вошли:

  • конструкторы с 25-30 крупными деталями;
  • классические пирамидки с 4-5 кольцами и одним штырьком;
  • пазлы, состоящие из 4-6 фрагментов;
  • рамки-вкладыши с изображениями животных, фруктов, овощей, транспорта;
  • сортеры с основанием в виде контейнера с отверстиями;
  • бизиборды по мотивам русских-народных сказок;
  • каталки-шнуровки;
  • шнуровки-бусы;
  • лабиринты с несколькими маршрутами;
  • музыкальные инструменты: металлофон, ксилофон;
  • тематическое лото.

Кроме дидактических игр, необходимых для детей ясельной группы, у них обязательно должны быть предметы для активных занятий. Среди популярных:

  • мячи разных размеров;
  • обручи;
  • скакалки;
  • кольцебросы;
  • мешочки для метания;
  • наборы для боулинга.

Нельзя забывать и о материалах для творчества: пальчиковых и обычных красках, мольбертах, пластилине, наборах для аппликации.

Сложности

Приспособление к новым условиям жизни в раннем возрасте осложнено возрастными особенностями развития. У малышей ещё не до конца развита подвижность нервных процессов – они менее мобильны, их сложно отвлечь или заинтересовать новой игрушкой.

Не все дети успевают освоить способы вербального взаимодействия – поэтому не всегда правильно воспринимают речь взрослого, обращённую к ним. Малыши не могут похвастаться опытом общения с разными людьми, успокоить их бывает крайне сложно.

Требования безопасности

Любая игрушка должна иметь сертификат качества, быть безопасной и не представлять угрозу здоровью. Среди обязательных требований:

  • отсутствие ржавчины, следов насекомых, видимых повреждений;
  • материалы, в том числе отделочные (краска, лак) — нетоксичные;
  • детали и поверхности не должны иметь жестких острых кромок, заусениц;
  • верхний защитный слой обязан выдерживать воздействие слюны, влажной обработки;
  • отсутствие стекла, фарфора, ворсовых материалов, набивка гранулами менее 3 мм в диаметре;
  • размер деталей более 4-5 см;
  • элементы конструкций должны иметь надежное крепление;
  • музыкальные инструменты должны иметь приятное звучание.

Приобретая игрушки, необходимо внимательно рассмотреть упаковку. Здесь должны быть указаны: наименование производителя, его реквизиты, рекомендуемый возраст, для которого она предназначена, правила эксплуатации и дата изготовления.

Грамотно подобранные игры для сада, в частности, для ясельной группы, помогают организовать правильную предметно-пространственную среду, необходимую для эффективного развития малышей. Но это только половина успеха. Детворе понадобится помощь и руководство взрослых. Ведь двух-трехлетки еще не в состоянии использовать весь заложенный в игрушках обучающий потенциал.

Как проходит период?

Адаптация малышей к яслям проходит несколько периодов, характеризующихся выраженностью определённых негативных реакций.


  1. Острая фаза. На первом этапе наблюдается максимальная мобилизация детского организма. Малыш постоянно пребывает в возбуждённом, напряжённом состоянии.
    Он плаксив, нервозен, капризен, истеричен как в стенах дошкольного образовательного учреждения, так и дома.

    Помимо этого, можно наблюдать физиологические изменения, связанные с частотой сердечного ритма или кровяного давления. На данном этапе повышается восприимчивость ко всевозможным инфекциям, вирусам.

  2. Умеренно острая фаза. Выраженность негативных проявлений заметно снижается, малыш постепенно приспосабливается к изменившимся условиям жизни. отмечается уменьшение возбудимости, нервозности, улучшение аппетита и сна. Однако на любом этапе протекания данной фазы вероятно возобновление негативных эмоций – истерики, плаксивость, нежелание расставаться с родителями.
  3. Компенсированная фаза. Характеризуется стабилизацией психического состояния. Малыш успешно находит способы взаимодействия с воспитателем и сверстниками, активно начинает осваивать новые навыки.

Адаптации невозможно избежать – это естественная реакция организма на изменившиеся условия. Одни дети успешно справляются со стрессом за несколько недель, другие пребывают в эмоциональном напряжении несколько месяцев.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]