У солнышка в гостях (словацкая сказка)
Однажды большая туча занавесила небо. Солнце три дня не показывалось. Заскучали цыплята без солнечного света.
— Куда это солнышко девалось? — говорят. — Нужно его поскорее на небо вернуть.
— Где же вы его найдёте? — закудахтала наседка. — Разве вы знаете, где оно живёт?
— Знать-то мы не знаем, а кого встретим, того спросим, — ответили цыплята.
Собрала их наседка в дорогу. Дала мешочек и сумочку. В мешочке — зёрнышко, в сумочке — маковинка.
Отправились цыплята. Шли, шли — и видят: в огороде, за кочаном капусты, сидит улитка. Сама большая, рогатая, а на спине хатка стоит.
Остановились цыплята и спрашивают: — Улитка, улитка, не знаешь ли, где солнышко живёт?
— Не знаю. Вон на плетне сорока сидит — может, она знает.
А сорока ждать не стала, пока к ней цыплята подойдут.
Подлетела к ним, затараторила, затрещала: — Цыплята, куда вы идёте? Куда вы, цыплята, идёте, куда?
Отвечают цыплята: — Да вот солнышко скрылось. Три дня его на небе не было. Идём его искать.
— И я пойду с вами! И я пойду с вами! И я пойду с вами!
— А ты знаешь, где солнышко живёт?
— Я-то не знаю, да, может, заяц знает: он по соседству, за межой, живёт, — затрещала сорока.
Увидел заяц, что к нему гости идут, поправил шапку, вытер усы и пошире ворота распахнул.
— Заяц, заяц, — запищали цыплята, затараторила сорока,- не знаешь ли, где солнышко живёт? Мы его ищем.
— Я-то не знаю, а вот моя соседка, утка — та, наверно, знает: она около ручья, в камышах, живёт.
Повёл заяц всех к ручью. А возле ручья утиный дом стоит, и челнок рядом привязан.
— Эй, соседка, ты дома или нет? — крикнул заяц.
— Дома, дома! — закрякала утка. — Всё никак не могу просохнуть — солнца-то три дня не было.
— А мы как раз солнышко идём искать! — закричали ей в ответ цыплята, сорока и заяц. — Не знаешь ли, где оно живёт?
— Я-то не знаю, а вот за ручьём, под дуплистым буком, ёж живёт — он должен знать.
Они переправились на челноке через ручей и пошли ежа искать.
А ёж сидел под буком и дремал.
— Ёжик, ёжик,- хором закричали цыплята, сорока, заяц и утка,- ты не знаешь, где солнышко живёт? Три дня его не было на небе, уж не захворало ли?
Подумал — подумал ёж да и говорит: — Как не знать!
Знаю, где солнышко живёт. За буком-большая гора. На горе — большое облако. Над облаком — серебристый месяц, а там и до солнышка рукой подать!
Взял ёж палку, нахлобучил шапку и зашагал впереди, всем дорогу показывать.
Вот пришли они на макушку высокой горы. А там облако за вершину уцепилось и лежит-полёживает.
Залезли на облако цыплята, сорока, заяц, утка и ёж, уселись, и полетело облако прямёхонько к месяцу в гости.
— Месяц, месяц, — закричали ему цыплята, сорока, заяц, утка да ёж, — покажи нам, где солнышко живёт! Три дня его не было на небе, соскучились мы без него.
Привёл их месяц прямо к воротам солнцева дома, а в доме темно, света нет: заспалось, видно, солнышко и просыпаться не хочет.
Тут сорока затрещала, цыплята запищали, утка закрякала, заяц ушами захлопал, а ёж палочкой застучал: — Солнышко-вёдрышко, выгляни, высвети!
— Кто тут под окошком кричит? — спросило солнышко. — Кто мне спать мешает?
— Это мы, цыплята, да сорока, да заяц, да утка, да ёж.
Пришли тебя будить — утро настало.
— Ox, ox!.. — застонало солнышко. — Да как мне на небо выглянуть? Три дня меня тучи прятали, три Дня собой заслоняли, я теперь и заблестеть не смогу…
Услыхал про это заяц — схватил ведро и давай воду таскать. Услыхала про это утка — давай солнце водой умывать. А сорока — полотенцем вытирать. А ёж давай колючей щетинкой начищать. А цыплята — те стали с солнышка соринки смахивать.
Выглянуло солнце на небо, чистое, ясное да золотое.
И всюду стало светло и тепло.
Вышла погреться на солнышке и курица. Вышла, закудахтала, цыплят к себе подзывает.
А цыплята тут как тут. По двору бегают, зёрна ищут, на солнышке греются.
Кто не верит, пусть посмотрит: бегают по двору цыплята или нет?
Рисунки Е. Рачева
У солнышка в гостях
Однажды большая туча занавесила небо. Солнце три дня не показывалось.
Заскучали цыплята без солнечного света. — Куда это солнышко девалось? — говорят. — Нужно его поскорее на небо вернуть. — Где же вы его найдете? — закудахтала наседка. — Разве вы знаете, где оно живет? — Знать-то мы не знаем, а кого встретим, того спросим, — ответили цыплята.
Собрала их наседка в дорогу. Дала мешочек и сумочку. В мешочке — зернышко, в сумочке — маковинка.
Отправились цыплята. Шли-шли — и видят: в огороде, за кочаном капусты, сидит улитка. Сама большая, рогатая, а на спине хатка стоит.
Остановились цыплята и спрашивают: — Улитка, улитка, не знаешь ли, где солнышко живет? — Не знаю. Вон на плетне сорока сидит — может, она знает.
А сорока ждать не стала, пока к ней цыплята подойдут. Подлетела к ним, затараторила, затрещала: — Цыплята, куда вы идете, куда? Куда вы, цыплята, цыплята, идете, куда? Отвечают цыплята: — Да вот солнышко скрылось. Три дня его на небе не было. Идем его искать. — И я пойду с вами! И я пойду с вами! И я пойду с вами! — А ты знаешь, где солнышко живет? — Я-то не знаю, а заяц, может знает: он по соседству, за межой, живет! — затрещала сорока!
Увидел заяц, что к нему гости идут, поправил шапку, вытер усы и пошире ворота распахнул. — Заяц, заяц, — запищали цыплята, затараторила сорока, — не знаешь ли, где солнышко живет? Мы его ищем. — Я-то не знаю, а вот моя соседка утка, — та, наверно, знает; она около ручья в камышах, живет.
Повел заяц всех к ручью. А возле ручья утиный дом стоит и челнок рядом привязан. — Эй, соседка, ты дома или нет? — крикнул заяц. — Дома, дома! — закрякала утка. — Все никак не могу просохнуть — солнца-то три дня не было. — А мы как раз солнышко идем искать! — закричали ей в ответ цыплята, сорока и заяц. — Не знаешь ли, где оно живет? — Я-то не знаю, а вот за ручьем, под дуплистым буком, еж живет — он знает.
Переправились они на челноке через ручей и пошли ежа искать. А еж сидел под буком и дремал: — Ежик, ежик, — хором закричали цыплята, сорока, заяц и утка, — ты не знаешь, где солнышко живет? Три дня его не было на небе, уж не захворало ли? Подумал еж и говорит: — Как не знать! Знаю, где солнышко живет. За буком — большая гора. На горе — большое облако. Над облаком — серебристый месяц, а там и до солнца рукой подать!
Взял еж палку, нахлобучил шапку и зашагал впереди всех дорогу показывать.
Вот пришли они на макушку высокой горы. А там облако за вершину уцепилось и лежит-полеживает.
Залезли на облако цыплята, сорока, заяц, утка и еж, уселись покрепче, и полетело облако прямехонько к месяцу в гости. А месяц увидел их и поскорее засветил свой серебряный рожок.
— Месяц, месяц, — закричали ему цыплята, сорока, заяц, утка да еж, — покажи нам, где солнышко живет! Три дня его не было на небе, соскучились мы без него.
Привел их месяц прямо к воротам солнцева дома, а в доме темно, света нет: заспалось, видно, солнышко и просыпаться не хочет.
Тут сорока затрещала, цыплята запищали, утка закрякала, заяц ушами захлопал, а еж палочкой застучал: — Солнышко-ведрышко, выгляни, высвети! — Кто под окошком кричит? — спросило солнышко. — Кто мне спать мешает? — Это мы — цыплята, да сорока, да заяц, да утка, да еж. Пришли тебя будить: утро настало. — Ох, ох!.. — застонало солнышко. — Да как мне на небо выглянуть? Три дня меня тучи прятали, три дня собой заслоняли, я теперь и заблестеть не смогу…
Услыхал про это заяц — схватил ведро и давай воду таскать. Услыхала про это утка — давай солнце водой умывать. А сорока — полотенцем вытирать. А еж давай колючей щетиной начищать. А цыплята — те стали с солнышка соринки смахивать.
Выглянуло солнце на небо, чистое, ясное да золотое. И всюду стало светло и тепло.
Вышла погреться на солнышке и курица. Вышла, закудахтала, цыплят к себе подзывает. А цыплята тут как тут. По двору бегают, зерна ищут, на солнышке греются.
Кто не верит, пусть посмотрит: бегаю по двору цыплята или нет?
НОД «Аппликация сюжетная с элементами рисования «У солнышка в гостях»
Аппликация сюжетная с элементами рисования
«У солнышка в гостях»
Цель:
развивать творческое воображение через аппликацию.
Задачи:
Учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам сказок.
Закрепить технику вырезания округлых форм из квадратов разной величины.
Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.
Предварительная работа.
Чтение сказки «У солнышка в гостях», беседа по содержанию. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Беседа о солнце. Освоение техники вырезания округлых форм из квадратов способом закругления уголков.
Материалы, инструменты, оборудование.
Листы бумаги белого и голубого цвета для фона, бумажные квадратыжёлтого или оранжевого цвета разного размера: самые большие для солнышка, средние по размеру — для туловища утёнка и цыплёнка, самые маленькие -для головы (таким образом, у каждого ребенка должен быть набор из одного большого, двух средних и двух маленьких квадратов); ножницы, клей, клеевые кисточки, цветные карандаши и фломастеры, салфетки бумажные и матерчатые.
Два-три варианта композиции «У солнышка в гостях» для показа детям.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям отрывок из сказки «У солнышка в гостях»:
Однажды большая туча занавесила небо. Солнце три дня не показывалось. Заскучали цыплята без солнечного света.
— Куда это солнышко девалось? — говорят. — Нужно его поскорее на небо вернуть.
— Где же вы его найдёте? — закудахтала наседка. — Разве вы знаете, где оно живёт?
— Знать-то мы не знаем, а кого встретим, того спросим, — ответили цыплята.
Собрала их наседка в дорогу. Дала мешочек и сумочку. В мешочке — зёрнышко, в сумочке — маковинка.
Отправились цыплята. Шли-шли — и видят: в огороде, за кочаном капусты сидит улитка. Сама большая, рогатая, а на спине хатка стоит.
Остановились цыплята и спрашивают:
— Улитка, улитка, не знаешь ли, где солнышко живёт?
— Не знаю. Вон на плетне сорока сидит — может, она знает.
— А сорока ждать не стала, пока к ней цыплята подойдут. Подлетела к ним, затараторила, затрещала:
— Цыплята, цыплята, куда вы идёте? Куда вы идёте? Куда?
Отвечают цыплята:
— Да вот, солнышко скрылось. Три дня его на небе не было. Идём его искать.
— И я пойду с вами! И я пойду с вами! И я пойду с вами!
— А ты знаешь, где солнышко живёт?
— Я-то не знаю, а заяц, может, знает: он по соседству, за межой, живёт! — затрещала сорока…
Тут сорока затрещала, цыплята запищали, утка закрякала, заяц ушами захлопал, а ёж палочкой застучал:
— Красное солнышко-вёдрышко, выгляни, высвети!
— Кто под окошком кричит? — спросило солнышко. — Кто мне спать мешает?
— Это мы — цыплята, да сорока, да заяц, да утка, да ёж. Пришли тебя будить: утро настало!
Воспитатель предлагает детям сделать картинки-аппликации о том, как цыплёнок и утёнок разбудили солнышко. Показывает варианты сюжетной композиции («Солнышко и цыплёнок с утёнком») и бумажные заготовки — квадраты жёлтого или оранжевого цвета разного размера. Спрашивает, из каких по величине квадратов лучше всего вырезать солнышко и цыплёнка с утёнком. Поочерёдно показывает большой, средний и маленький квадраты. Дети догадываются, что из большого нужно вырезать солнце, из средних по величине — туловище, из маленьких — голову. Воспитатель уточняет представление детей о технике вырезания круга из квадрата способом закругления уголков. Советует сначала вырезать самый большой круг для солнца и приклеить его в верхней части листа, а затем уже вырезать и приклеивать цыплят. Показывает сначала незавершённую аппликацию -композицию из 5 кругов: вверху по центру самый большой круг-солнце, ниже по бокам — силуэты цыплёнка и утёнка (круг-туловище + кружок-голова). Затем демонстрирует завершённые композиции и советует дорисовать по своему представлению детали: для цыплёнка с утёнком — клювики, глаза, крылышки, хвостики, для солнышка — лучики и лицо.
– А теперь ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.
Дети выбирают бумагу для фона и начинают составлять свои картины-аппликации.